инстаграмТелефон: +7-904-736-3654

Реализованные проекты

В задачи, решаемые специалистами НИИ "ЭТКиС", входит проведение научно-исследовательских работ фундаментального и прикладного характера по разработке, исследованию и изготовлению образцов новых высокоэффективных электрических машин, электротехнических комплексов, трансформаторно-полупроводниковых преобразователей, систем управления и т.д. для наземного и воздушного применения, в том числе для использования на борту летательных аппаратов в рамках концепций "более электрического самолета", самолетов с гибридными силовыми установками и т.д.

Стартер-генераторы

В НИИ «ЭТКиС» активно разрабатываются авиационные стартеры-генераторы. Стартер-генератор — комбинированное устройство, которое позволяет производить электрозапуск авиационного двигателя и вырабатывать электрическую энергию в бортовую сеть летательного аппарата во время полета. Совмещение стартера и генератора в одном устройстве позволяет сэкономить свободное пространство на борту летательного аппарата и уменьшить массу летательного аппарата. По своим характеристикам созданные стартеры-генераторы не уступают мировым аналогам.

Стартер-генератор мощностью 150 кВт и частотой вращения 24000 об/мин. Масса стартера-генератора составляет 35 кг. Достигнут показатель удельной массы 0,22 кг/кВт.

стартер-генератор
стартер-генератор

Стартер-генератор мощностью 120 кВт и частотой вращения 60000 об/мин. Масса стартера-генератора составляет 25 кг, удельная масса — 0,2 кг/кВт. Стартер-генератор является первым реализованным на аморфном железе стартером-генератором в РФ

Стартер-генератор мощностью 20 кВт и частотой вращения 12000 об/мин. Масса стартера-генератора составляет 10 кг. Удельная масса стартера-генератора составляет 0,5 кг/кВт.

стартер-генератор
стартер-генератор

Бескорпусный шестифазный отказоустойчивый стартер-генератор мощностью 30 кВт и частотой вращения 55000 — 60000 об/мин. Особенностью отказоустойчивого старетра-генератора является выполнение обмотки таким образом, чтобы отсутствовали гальванические связи между фазными катушками, что в свою очередь требует особой организации системы управления.

Электрические генераторы

В НИИ «ЭТКиС» разрабатываются электрические генераторы на различные мощности и частоты вращений. Разработка электрических генераторов особенно актуальна в рамках электрификации транспортных средств различных типов и назначений. Разработка электрических генераторов с высокой удельной мощностью стала особенно актуальной в рамках развития концепций более электрического самолета и полностью электрифицированного самолета, когда на борту расположено большое количество потребителей электрической энергии, что требует выработки большего количества электроэнергии для обеспечения их работы.

Высокооборотный электрический генератор Характеристики генератора: - ток фазы 146 А; - КПД (электромагнитный, без учета механических потерь) 96%; - мощность 100 кВт; - частота вращения 60000 об/мин; - габаритные размеры 177х165 мм; - масса 23,33 кг; - удельная масса 0,23 кг/кВт.

генератор
генератор

Электрический генератор по проекту «Электролет-2020» Новейший электрический генератор разработки НИИ «ЭТКиС» уже установлен на летающей лаборатории проекта «Электролет-2020». Разработанный и изготовленный в НИИ «ЭТКиС» генератор установлен в хвосте летающей лаборатории и приводится во вращение от вспомагательной силовой установки. Наземные испытания и пробежка летающей лаборатории по взлетно-посадочной полосе успешно прошли в 2020 году. Следующим этапом является проверка работы всех систем нового самолета в воздухе. Характеристики генератора: - ток фазы 346,5 А; - КПД (электромагнитный, без учета механических потерь) 95 %; - мощность 400 кВт; - частота вращения 12000 об/мин; - габаритные размеры 245х270 мм; - масса 64,14 кг.

Электрические двигатели

В НИИ «ЭТКиС» разрабатываются электрические двигатели для различных применений, в том числе с короткозамкнутым ротором, венильные, дисковые и тяговые.

Линейка асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором для комплексной системы кондиционирования воздуха самолета Sukhoi Superjet New

двигатель
двигатель

Вентильный электродвигатель для топливного насоса В НИИ «ЭТКиС» разработана линейка асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором для комплексной системы кондиционирования воздуха самолета Sukhoi Superjet New, вентильный электродвигатель для топливного насоса, дисковый электродвигатель мотор-колеса с безжелезным статором, дисковый электродвигатель мотор-колеса с безжелезным статором и электродвигатель для винта беспилотного летательного аппарата. Напряжение питания - 27 В Ток - 2 А Номинальный момент - 0,117 Нм Мощность - 81,72 Вт Частота вращения - 6500 об/мин Масса - 0,445 кг

Дисковый электродвигатель мотор-колеса с безжелезным статором Мощность - 10 кВт Частота вращения - 2000 об/мин Внешний диаметр статора - 200 мм Воздушный зазор - 3 мм Тип ротора - с постоянными магнитами, сборка Хальбаха Охлаждение - самовентиляция

двигатель
двигатель

Тяговый электродвигатель для винта легкомоторного самолета Напряжение постоянного тока - 800 В Ток фазы - 363,21 А Момент на валу - 2000 Нм Мощность - 500 кВт Частота вращения - 2100 об/мин Масса активной части - 90,5 кг

Электродвигатель для винта беспилотного летательного аппарата Напряжение постоянного тока - 600 В Ток фазы - 50 А Момент на валу - 120 Нм Мощность - 25 кВт Частота вращения - 2000 об/мин Режим работы - S1

двигатель

Электроприводы

В НИИ «ЭТКиС» разрабатываются электрические привода для систем механизации крыла самолета. Электрические привода надежнее и экологичнее гидравлических и пневматических приводов, не требуют размещения на борту летательного аппарата резервуара с жидкостью или газом. На современном этапе развития технологий электрические привода по массе и габаритам не уступают пневматическим и гидравлическим приводам. Изделия находят применения как привода стыковочных устройств космических аппаратов. Их использование в стыковочных устройствах космических аппаратов обусловлено требованием обеспечить высокую надежность устройства.

Электрический привод закрылков на основе роликовинтовой передачи. При массе 13 кг разработанный электропривод развивает усилие 1,5 тонны и обеспечивает скорость перемещения рабочего органа 134 мм/сек

привод
привод

Электрический привод закрылков на основе шариковинтовой пары. Электрические привода разработки НИИ «ЭТКиС» выполнены на основе высокомоментного электродвигателя с высококоэрцитивными постоянными магнитами, который также разработан в НИИ «ЭТКиС»

Трансформаторы

В НИИ «ЭТКиС» разрабатываются высокоэффективные трансформаторы с магнитопроводами из аморфного железа. Трансформаторы с магнитопроводами из аморфного железа являются дорогостоящими, но потери в их магнитопроводах существенно ниже по сравнению с трансформаторами, магнитопроводы которых выполнены из электротехнических холоднокатанных анизотропных сталей. Особая эффективность от применения трансформаторов с магнитопроводами из аморфного железа достигается в сетях, в которых присутствуют высшие гармоники, и в которых работает большое количество нелинейных нагрузок. Разработанные в НИИ «ЭТКиС» трансформаторы не уступают по своим характеристикам существующим мировым аналогам.

Трансформаторно-выпрямительные установки В разработанных в НИИ «ЭТКиС» трансформаторах с магнитопроводами из аморфного железа используется трехстержневая конструкция магнитопровода, что позволяет минимизировать их массогабаритные показатели. Трехстержневая конструкция магнитопровода трансформатора из аморфного железа также позволяет применять специальную технологию производства магнитопровода, разработанную в НИИ «ЭТКиС», которая позволяет уменьшить трудоемкость производственного процесса и снизить стоимость магнитопровода.

трансформатор

Блоки электроники

Для организации работы современных электрических машин необходимо применение блоков электроники, которые будут обеспечивать их работу. Блоки электроники могут использоваться для преобразования одного вида электрической энергии в другой, регулирования частоты валов электродвигателей, выпрямления напряжения генераторов и т. д. Блоки электроники, разрабатываемые в НИИ «ЭТКиС», выполняются как в виде отдельных модулей, так и в общем корпусе с электрической машиной.

Особенностью разрабатываемых в НИИ «ЭТКиС» блоков электроники является то, что в основном они имеют авиационное применение. Это накладывает на них высокие требования по надежности, существенно ограничивает их массогабаритные показатели. Поэтому в НИИ «ЭТКиС» разработан целый комплекс мероприятий, направленный на повышений надежности и снижение массы и габаритов блоков электроники. Более того, блоки электроники, разрабатываемые в НИИ «ЭТКиС», зачастую решают нестандартные задачи, например, обеспечивают отказоустойчивость разрабатываемых изделий, и не имеют аналогов на сегодняшний день. В состав разрабатываемых в НИИ «ЭТКиС» блоков силовой электроники входят управляемые полупроводниковые выпрямители, инверторы, DC/DC-преобразователи и т. д. В НИИ «ЭТКиС» проходит полный цикл сборки и изготовления блоков электроники, включающий в себя проектирование, конструирование, сборку и изготовление, испытания.

система управления